Добрый дедушка-трамвай и его верные внучки
Петербург - как в современном, так и в историческом контексте - невозможно представить без трамваев. В 2007 году этому виду транспорта исполняется 100 лет, за которые претерпели большие изменения и сами трамваи, и работники этой сферы транспорта. Сейчас вагоновожатые - в основном, женщины. Большинство из них посвятили трамваю всю жизнь.
"Это не просто ремесло, - говорят они. - Как бы странно это ни звучало, мы действительно любим трамваи, а когда уходим в отпуск - скучаем по любимой работе".
РОМАНТИКА НА РЕЛЬСАХ Александра водит трамвай уже больше 20 лет. Приехав из Брянска поступать в электромеханический техникум, она озаботилась поиском работы. Дядя посоветовал устроиться в трамвайный парк. Сказал: "Водят же девчонки трамваи - каждый день таких вижу. И ты попробуй". Александра попробовала и сама не заметила, как трамвай стал неотъемлемой частью ее жизни.
"Я закончила техникум, но менять работу не захотела - привыкла возить людей, помогать им добираться на работу и домой. Это такое замечательное ощущение - быть нужной! Теперь я водитель 1-го класса, то есть - водитель-учитель".
У водителей трамваев есть профессиональная градация - с 3-го по 1-й класс. Каждая из трех достигнутых ступеней предполагает надбавку к зарплате в 10%. В среднем, водитель получает около 15 тысяч. Но это не та профессия, в которую приходят из-за денег.
"Мне нравится ездить по любимому городу, особенно - по центру, - признается Александра. - Каждый день видишь перед собой величественные здания, знакомые улицы, любуешься. Это такая романтика! Все мы очень переживаем, если убирают или сокращают любимый маршрут".
СЧАСТЛИВАЯ ТРАМВАЙНАЯ СЕМЬЯ Между тем, сокращение или упразднение трамвайных маршрутов происходит сплошь и рядом, хотя, по данным статистики, трамвай остается вторым любимым транспортом петербуржцев после метро, и никакие маршрутки не могут с ним соперничать. Хотя сейчас и трамваи нередко попадают в пробки. Не такой уж большой процент трамвайного полотна отделен от проезжей части ограждением, и рельсы часто оказываются заняты автобусами и машинами. "Но люди преданы трамваю, - говорит Светлана. - Мало кто в такой ситуации выходит и идет дальше пешком. Большинство терпеливо ждут, когда освободятся рельсы и трамвай довезет их до места назначения".
Светлана работает водителем трамвая с 1992 года. Тогда, после развода, она осталась с двумя детьми без средств к существованию. По образованию - учитель истории, но на учительскую зарплату невозможно прожить втроем.
"Я взяла какую-то газету с вакансиями и открыла на первой попавшейся странице. Требовались водители трамваев. Подумала - будь что будет, и пошла устраиваться на работу".
Светлане сразу понравилось все - и возить людей, и общаться с дружелюбным коллективом. .. А через некоторое время в жизни Светланы случилось радостное событие - она снова вышла замуж. За водителя трамвая.
"У нас родилось еще двое детей, и мы счастливы. Стараемся договориться о графике так, чтоб совпадали выходные и отпуска. Так и помог нам найти друг друга добрый дедушка-трамвай. Кстати, вот и мой муж!" - Светлана помахала рукой улыбающемуся мужчине, который вел трамвай, ехавший нам навстречу по соседнему пути.
ГАСТРИТ И ОСТЕОХОНДРОЗ - ЗА ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ - Но, кроме дружного коллектива, романтики поездок по городу и ощущения нужности людям, у этой работы есть и обратная сторона - профессиональные болезни. Почти все водители страдают от остеохондроза и желудочных заболеваний. Это неудивительно: водительские кресла шатаются из стороны в сторону, в них крайне сложно удобно расположиться. К концу рабочего дня боли в спине обеспечены, а ведь иногда смена заканчивается в полвторого ночи - именно тогда в парк прибывают последние трамваи. Обеденный перерыв составляет 12 минут - за это время надо успеть плотно поесть. Конечно, приходится на скорую руку перекусывать и во время смены. От такого режима питания неизбежно появляется гастрит и даже иногда язва желудка.
Конечно, Комитет по транспорту выделяет средства на обновление путей и частичную смену парка, но этого недостаточно. Болезни остаются теми же, график работ и зарплаты - тоже. Да и обновление путей проходит медленно. В целом, пути - в плачевном состоянии: раньше трамвай мог развивать скорость до 30 км\ч, сейчас - примерно 15.
ТРАМВАЙ ЖИВЕТ "Молодежи к нам приходит мало, - рассказывает Вера Николаевна, диспетчер конечной станции "Купчино". - Ветераны успели полюбить трамваи и привыкнуть к условиям труда, молодые - не успевают, так как видят только неудобный режим работы, трудности и мизерную зарплату. 15 тысяч за работу под напряжением в 500 вольт, за недовольство пассажиров урезанными маршрутами, за болезни... Раньше, в 50-е годы, водителю трамвая платили по 200-300 рублей, что в 2-3 раза превышало тогдашнюю среднюю зарплату".
Однако в трамвайных парках всегда рады молодым. Снимается трамвайное полотно, убираются и сокращаются маршруты, оборудование стареет и нечасто ремонтируется, но трамвай живет. Живет и остается нужным петербуржцам.
Евгения Назарова, Вести (Санкт-Петербург) 26.07.2007
"Это не просто ремесло, - говорят они. - Как бы странно это ни звучало, мы действительно любим трамваи, а когда уходим в отпуск - скучаем по любимой работе".
РОМАНТИКА НА РЕЛЬСАХ Александра водит трамвай уже больше 20 лет. Приехав из Брянска поступать в электромеханический техникум, она озаботилась поиском работы. Дядя посоветовал устроиться в трамвайный парк. Сказал: "Водят же девчонки трамваи - каждый день таких вижу. И ты попробуй". Александра попробовала и сама не заметила, как трамвай стал неотъемлемой частью ее жизни.
"Я закончила техникум, но менять работу не захотела - привыкла возить людей, помогать им добираться на работу и домой. Это такое замечательное ощущение - быть нужной! Теперь я водитель 1-го класса, то есть - водитель-учитель".
У водителей трамваев есть профессиональная градация - с 3-го по 1-й класс. Каждая из трех достигнутых ступеней предполагает надбавку к зарплате в 10%. В среднем, водитель получает около 15 тысяч. Но это не та профессия, в которую приходят из-за денег.
"Мне нравится ездить по любимому городу, особенно - по центру, - признается Александра. - Каждый день видишь перед собой величественные здания, знакомые улицы, любуешься. Это такая романтика! Все мы очень переживаем, если убирают или сокращают любимый маршрут".
СЧАСТЛИВАЯ ТРАМВАЙНАЯ СЕМЬЯ Между тем, сокращение или упразднение трамвайных маршрутов происходит сплошь и рядом, хотя, по данным статистики, трамвай остается вторым любимым транспортом петербуржцев после метро, и никакие маршрутки не могут с ним соперничать. Хотя сейчас и трамваи нередко попадают в пробки. Не такой уж большой процент трамвайного полотна отделен от проезжей части ограждением, и рельсы часто оказываются заняты автобусами и машинами. "Но люди преданы трамваю, - говорит Светлана. - Мало кто в такой ситуации выходит и идет дальше пешком. Большинство терпеливо ждут, когда освободятся рельсы и трамвай довезет их до места назначения".
Светлана работает водителем трамвая с 1992 года. Тогда, после развода, она осталась с двумя детьми без средств к существованию. По образованию - учитель истории, но на учительскую зарплату невозможно прожить втроем.
"Я взяла какую-то газету с вакансиями и открыла на первой попавшейся странице. Требовались водители трамваев. Подумала - будь что будет, и пошла устраиваться на работу".
Светлане сразу понравилось все - и возить людей, и общаться с дружелюбным коллективом. .. А через некоторое время в жизни Светланы случилось радостное событие - она снова вышла замуж. За водителя трамвая.
"У нас родилось еще двое детей, и мы счастливы. Стараемся договориться о графике так, чтоб совпадали выходные и отпуска. Так и помог нам найти друг друга добрый дедушка-трамвай. Кстати, вот и мой муж!" - Светлана помахала рукой улыбающемуся мужчине, который вел трамвай, ехавший нам навстречу по соседнему пути.
ГАСТРИТ И ОСТЕОХОНДРОЗ - ЗА ПРЕДАННОСТЬ ДЕЛУ - Но, кроме дружного коллектива, романтики поездок по городу и ощущения нужности людям, у этой работы есть и обратная сторона - профессиональные болезни. Почти все водители страдают от остеохондроза и желудочных заболеваний. Это неудивительно: водительские кресла шатаются из стороны в сторону, в них крайне сложно удобно расположиться. К концу рабочего дня боли в спине обеспечены, а ведь иногда смена заканчивается в полвторого ночи - именно тогда в парк прибывают последние трамваи. Обеденный перерыв составляет 12 минут - за это время надо успеть плотно поесть. Конечно, приходится на скорую руку перекусывать и во время смены. От такого режима питания неизбежно появляется гастрит и даже иногда язва желудка.
Конечно, Комитет по транспорту выделяет средства на обновление путей и частичную смену парка, но этого недостаточно. Болезни остаются теми же, график работ и зарплаты - тоже. Да и обновление путей проходит медленно. В целом, пути - в плачевном состоянии: раньше трамвай мог развивать скорость до 30 км\ч, сейчас - примерно 15.
ТРАМВАЙ ЖИВЕТ "Молодежи к нам приходит мало, - рассказывает Вера Николаевна, диспетчер конечной станции "Купчино". - Ветераны успели полюбить трамваи и привыкнуть к условиям труда, молодые - не успевают, так как видят только неудобный режим работы, трудности и мизерную зарплату. 15 тысяч за работу под напряжением в 500 вольт, за недовольство пассажиров урезанными маршрутами, за болезни... Раньше, в 50-е годы, водителю трамвая платили по 200-300 рублей, что в 2-3 раза превышало тогдашнюю среднюю зарплату".
Однако в трамвайных парках всегда рады молодым. Снимается трамвайное полотно, убираются и сокращаются маршруты, оборудование стареет и нечасто ремонтируется, но трамвай живет. Живет и остается нужным петербуржцам.
Евгения Назарова, Вести (Санкт-Петербург) 26.07.2007
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница